Покорители Аконкагуа

Аконкагуа – высшая точка Южной Америки, расположенная в Андах. Именно ее покорила команда КазГео!
От Red Bull

Ее название с наречия местных индейцев переводится как «каменный страж».
Именно эту вершину задумали покорить Магжан Сагимбаев и Максут Жумаев. Забегая вперед скажем, что им это удалось! Однако, все по порядку.

Максут Жумаев и Магжан Сагимбаев на вершине © kazgeo.kz

Под эгидой Казахского Географического Общества 15 февраля этого года началась грандиозная экспедиция – покорение Аконкагуа, высочайшей вершины Южного и Западного полушарий. Основные трудности при восхождении на вершину – это ее большая высота и сильный ветер, который из-за близости океана часто достигает ураганной силы. Восхождение на Аконкагуа входит в программу «7 вершин» — восхождения на высочайшие вершины всех континентов, среди которых каменный страж занимает второе место.

Восхождение начинается с акклиматизационного трека, после переход в базовый лагерь - Пласа де Мулас. Там альпинисты отдыхают один день, после достигают промежуточные лагеря: Пласа Канада на высоте 4900 метров и Нидо де Кондорес (5350 метра). Далее штурмовой лагерь – Колера (6000 метра), и выход на вершину Аконкагуа, которая расположена на высоте 6962 метра над уровнем моря.
Миссией восхождения стал не только призыв ко всем казахстанцам быть сильными и любить свою родину, но и акцентирование внимания на судьбе Чемпиона Азиады 2011, Евгения Левкина. Из-за аварии он стал человеком с ограниченными возможностями, но вопреки прогнозам врачей смог встать на ноги. Для организаторов экспедиции, как и для сотен жителей нашей страны Евгений стал примером веры и силы духа.

Один из участников экспедиции, координатор проектов КазГео и путешественник завершивший проект "Bike The Earth!" протяженностью в 28 000 километров, Магжан Сагимбаев, говорит: «Этой экспедицией мы хотели показать, что человек физически здоровый, но без опыта сложных восхождений может покорить высокую гору, и таким образом доказать, что невозможное, собственно говоря, возможно. Другая сторона этого проекта – социальная, призывающая обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями. Когда вы расстраиваетесь, что у вас нет айфона, жизнь не удалась, потому что у вас нет каких-то материальных благ, посмотрите на человека, который встал и пошел, хотя доктора утверждали обратное – они вынесли ему приговор на всю жизнь! Сказали: «Ты будешь лежать!» Сейчас он делает 40 шагов. В это трудно поверить, но Женя, благодаря упорству и силе духа решил, что он не проведет в постели остаток жизни. Задумайтесь о том, что подарила вам природа – возможность ходить, видеть, слышать, бегать – что такое айфон по сравнению с этим?»

Отвечая на вопрос о том, как удалось решиться на завоевание одной из семи высочайших вершин мира без опыта, Магжан говорит: «Если бы мне предложили восхождение на Эверест, я бы подумал немного подольше перед подачей заявки. Наверное, это гены кочевников – я не могу сидеть на одном месте. Кроме того, это вызов самому себе. Признаюсь честно, я даже не слышал об Аконкагуа, почитал, посмотрел – ну, вроде люди ходят туда... К тому же, мне кажется, это хороший повод донести до людей этот извечный призыв: «Ну не курите вы, не пейте, займитесь спортом, живите осознанно!» Так я и попал в ряды участников экспедиции».

Путешествие на Аконкагуа началось еще в Алматы, с тренировок в Южном Талгаре. Потом последовал долгий перелет до Мендосы, находящейся на высоте 800 метров над уровнем моря. 18 февраля команда достигла Национального парка Аконкагуа, где получила все необходимые разрешения на вход.

На четвертый день команда добралась до базового лагеря Пласа де Мулас, расположенного на высоте в 4500 метров. С этого момента началась настоящая экспедиция, караваны мулов, несущие багаж альпинистов, разворачиваются обратно и дальше оборудование путешественники несут сами. Из Пласа де Мулас команде нужно было дойти до Нидо де Кондорес. В этом лагере Магжана настигла горная болезнь, однако на следующий день он пришел в себя и команда спустилась обратно в Пласа де Мулас. В лагере Магжан и Максут провели день, и на девятые сутки начали готовиться ко второму акклиматизационному походу. Дойти удалось только до 5000 метров, плохие погодные условия внесли свои коррективы в планы ночевки 500 метрами выше, и на одиннадцатый день Максут и Магжан вернулись в базовый лагерь.

Интересен разный подход к восхождению у отечественных и иностранных альпинистов: в перовом случае используют осадную тактику - поднимаются в верхние лагеря, живут по несколько дней, и, не спускаясь в базовый лагерь, совершают восхождение. В «советской» тактике больше «гималайского стиля»: при достижении первого лагеря устанавливаются палатки, упаковывается снаряжение и продукты, путешественники ночуют и спускаются в базовый лагерь на отдых. На следующий день они со свежими силами идут наверх до вершины.

Так поступила и команда экспедиции Казахского Географического Общества – на 15 день, когда погода наладилась, флаг Казахстана и флаг КазГео были водружены на высшей точке Южной Америки. Впечатлениями о штурме делится Магжан: «Когда мы забрались на вершину, Максут сказал: «Экспедиция еще не закончена». Чаще всего трагедии происходят при спуске, когда участники расслабляются. Макс очень мне помогал. В час ночи мы начали штурм, в 12 дня мы покорили вершину. У нас было два термоса чая. Он сделал только два глотка за 11 часов, а остальное он отдавал мне, поскольку его организм более привычен к таким нагрузкам. Конечно же, это было нелегко – я не спал два дня, не ел, и когда я забрался на вершину, где стоит крест – я упал на колени и заплакал. Это было настолько невыносимо тяжело, это было на пределе моих сил, но в то же время я знал, что я дойду и я дошел.

Вы не представляете, как это тяжело – ты делаешь пять шагов и у тебя дикая одышка, пульс 180-190, голова не соображает… Макс все время говорил – не торопись. Есть определенный темп, которого ты придерживаешься в горах, надо было настроиться, чтобы сделать два-три шага и останавливаться отдыхать, но так не получалось. Постоянно чувствовалась эта усталость – хотелось спать, хотелось пить. Когда мы дошли, Макс меня обнял и говорит: «У меня было такое же ощущение, когда я на К-2 залез.

И в какой-то момент меня отпустило – не хочется есть, не хочется пить, я чувствую себя так, будто я на вершине мира, я счастлив. Для меня это было какое-то безумие. Эти две недели, что ты работал, пахал, ради этого момента. Ты сделал за эти две недели все, чтобы оказаться на этой вершине, и ты на ней оказался...»

- Макс мне завязал кошки и мы начали спуск. Спускались очень долго. Часов семь. Мой организм был совершенно истощен. Мы дошли до лагеря Нидо де Кондорас, откуда мы штурмовали вершину, я заполз в палатку и уснул, а до базового лагеря спустился уже после сна. Однако, дальше у нас было не менее напряженное расписание – мы спустились в Мендосу, где я от души поел – заказал стейк, съел его с невероятным удвольствием, съел сендвич, потом еще один... Таким голодным я в жизни не был, и это неудивительно, мы потратили очень много энергии.

Не успел я расслабиться, как пришло время лететь в Алматы. Это называется «с корабля на бал» - торжественная встреча, пресс-конференция, ужин, затем меня пригласили на концерт аргентинского танго. Сейчас я думаю, что отпуск мне бы не помешал.

А с другой стороны, я продолжаю работу, я читаю лекции, выступаю, потому что я верю, что это важно – вдохновлять людей! Четыре года назад какой-то человек вдохновил меня, мне кажется, это значимо – отдавать что-то в этот мир. Вдохновлять людей, чтобы они тоже лазили, прыгали, бегали, ездили, плавали! Потому что мы верим, что чем здоровее будет каждый человек в нашем государстве, тем здоровее будет наше общество в целом, - говорит Магжан.

Встреча героев в аэропорту © Салтанат Сарыбаева

Если ты почувствовал, что тоже способен покорить вершину – дерзай! Мы с нетерпением ждем твоих подвигов в составе экспедиций КазГео, которые собираются устроить викторину с розыгрышем путевки до базового лагеря под Эверестом, взойти на Килиманджаро и Эльбрус, или в одиночку – мы, как и команда покорителей Аконкагуа, верим, что невозможное – возможно, и для настоящего искателя приключений – преград не существует!